- КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
- – право, содержащееся в церковных канонах, т. е. в правилах, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, так и к жизни верующих. К канонам относятся т. н. апостольские правила, т. е. правила, извлечённые из сочинений «отцов церкви», а также постановления церковных соборов – вселенских и поместных, а в Западной Европе, кроме того, – постановления папы.
К. п. начинает быстро развиваться после признания христианства господствующей религией в Римской империи (4 в.). Духовенство обособляется, укрепляет свою организацию и быстро приобретает огромные богатства и влияние Особенно разрослось К. п. в Западной Европе, где в 12 в. оно подверглось кодификации. Болонский монах Грациан составил сборник К. п., известный под названием Декрета Грациана (Decretum Gratiani), который позднее (в 16 в.) стал основной частью свода К. п. – Corpus iuris canonici. В 13 в. по повелению папы Григория IX была предпринята официальная кодификация К. п. (Extravagantes, 1234 г.), продолженная при папе Бонифации VIII (Sextus, 1298 г.) и при папе Клименте V (Clementinae, 1317 г.). Все эти сборники вместе составили свод Corpus iuris canonici, который в средние века противопоставлялся своду гражданского права – Corpus iuris civilis (см.).
К. п. содействовало укреплению феодального строя и усилению влияния церкви на жизнь феодального общества.
В Византии каноны дополнялись постановлениями императоров. Из канонов и императорских церковных законов, слившихся с ними, образовались сборники, именуемые номоканонами. В царской России нормы К. п. сохраняли своё значение гл. обр. в т. н. церковном праве (см.).
В Западной Европе К. п. имело очень широкое распространение, в соответствии с огромным значением католической церкви и с широчайшей юрисдикцией церковных судов. К компетенции последних относились не только все правонарушения духовных лиц, но и все действия мирян, содержащие в себе элемент «греха». Брачное и семейное право в основном регламентировалось нормами К. п.
К. п. восприняло немало положений римского права (см.), переработав его и приспособив к условиям жизни феодального общества. Оно оказало заметное влияние на гражданское и уголовное право и процесс различных европейских стран.
К. п. закрепляло привилегии духовенства, устанавливая для духовных лиц особую подсудность, особые нормы уголовного права, свободу от налогов и другие преимущества. Оно защищало права и имущественные интересы светских феодалов. В Западной Европе К. п. отражало также представления католической церкви об объёме и значении папской власти. С образованием буржуазных государств роль К. п. значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства (Франция), оно потеряло значение действующего права. Однако реакция неизменно стремилась к усилению значения К. п. в буржуазных странах. Попытки повысить его роль были сделаны во время господства фашистов в Италии и Австрии.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.